Освещение интерьера - высокое
искусство, сродни театральному: дизайнерам приходится создавать световые сцены,
разграничивать пространство, высвечивать те или иные зоны в помещении. Это
достигается использованием разных видов светильников и их размещением в
интерьере.
При этом
правильное размещение источников света подчеркивает стилистическую идею
дизайнера. Речь идет не только об искусственных источниках, с ними порще, но
при "проведении" естественного света в недоступные зоны нужны
специальные приемы: стеклянные перегородки, не доведенные до потолка стены,
большие окна, отражающие поверхности.
Сочетаются в
одном помещении несколько световых групп и хозяин квартиры, в зависимости от
настроения, создает себе соответствующее освещение. Световыми группами могут
быть - центральное освещение (люстра), потолочный свет, обычно точечный, и
стеновой свет, высвечивающий отдельные зоны (бра). Кроме основных видов
источников света, есть еще настольные лампы, торшеры и точечные светильники,
вмонтированные в пол.
Свет, созданный
несколькими видами потолочных точечных светильников, расположенных на разных
уровнях потолка и в разных плоскостях очень хорошо моделируется и создает
каждый раз новое световое оформление интерьера. Замечательной получается
световая игра при использовании рассеянного освещения, отраженного от потолка,
вместе с точечными светильниками, направленными вниз. Этот эффект получается на
многоуровневых или фальш-потолках, причем на верхнем уровне светильники
крепятся так, чтобы их свет был направлен на потолок, затем отражался от него и
рассеивался.
Очень необычно
смотрится "окно" с искусственной подсветкой в потолке, выполняющее роль
люстры. Иногда такой вариант освещения создается и сестественным солнечным
светом, тогда окно в потолке, выполняющее роль люстры, тоже являетря реальным.
Но это возможно в квартире на верхнем этаже многоэтажного дома или в коттедже.
Еще один вариант
световой игры - использование точечных светильников по периметру овальной формы
фальш-потолка, тогда создается впечатление, что источника света нет, а есть
только светящийся контур, высвечивающий овал. Такая светящаяся "дыра"
в потолке может стать главным световым акцентом всей квартиры.
Островки света в
стенах - подсветка в нишах, подсветка стеклянных полок на стенах, или
внутренностей шкафов со стеклянными дверцами, картин, да и просто отдельных
элементов мебели - стеллажей, карнизов, полок - придают интерьеру интимность и
уют. А светильники, вделанные в пол, делят квартиру на зоны без стен и
перегородок.
Освещением можно
подчеркнуть архитектурные формы, например, плавно изогнутые линии стен,
освещенные сверху и снизу сплошными полосами света, кажутся повисшими в
воздухе. Шторы на окнах также могут быть подсвечены мягким светом и тогда они
начинают золотиться и сами как бы излучают тепло. Подсвеченные ниши с
декоративными аксессуарами в них похожи на картины, сюжет которых может
меняться в зависимости от настроения хозяина и направления света, или
"картину" можно выключить вовсе.
Межкомнатные
стеклянные перегородки из двойного стекла, внутри которых крепятся жалюзи -
тоже кардинально могут менять архитектуру жилья: днем, когда жалюзи подняты,
вся квартира прозрачна, она приобретает объем и залита дневным светом. А
вечером, при опущенных жалюзи, комнаты становятся изолированными, приобретая
уютность за счет мягкого света бра на стенах. И жалюзи и светом можно управлять
при помощи пульта. Светильниками тоже можно управлять - поворачивать их, оснащать
цветными фильтрами, менять фокусировку и форму луча. Так хозяин квартиры
становится сам дизайнером светового ее оформления и может преобразить интерьер
достаточно быстро.
Дополнительную
игру света дает отражающая поверхность - стеклянные двери шкафов, зеркала,
прозрачные перегородки. Отражающие поверхности преумножают свет, создают
иллюзию дополнительного объема, некоего виртуального пространства. Если
отражающие поверхности цветные, например стеклянные блоки в межкомнатных
перегородках, то помимо световой, получается и игра цвета.
Тот же эффект
достигается витражами. Пришедшие к нам из готических средневековых замков и
соборов, эти прозрачные яркие картины из стекла в современных интерьерах
используются в качестве декоративного элемента стен или межкомнатных
перегородок. Свет, проходя через разноцветную палитру витража, создает
неповторимую игру цветовых пятен и бликов, сам воздух помещения как бы
наполняется цветным светом. А если в технике витража сделан стеклянный абажур
люстры, то днем эта люстра представляет из себя просто произведение прикладного
искусства, а вечером как волшебный фонарь отбрасывает на стены и мебель
цветовые прозрачные пятна. Интерьер совершенно преобразуется становится
загадочным, наполненным мягкими цветными тенями.
И, конечно,
нельзя обойти вниманием самые древние и до сих пор самые завораживающие виды
освещения, где свет "живет", а его переменчивая игра создает особое
настроение душевности, покоя и уюта. Открытый - "живой" -огонь в
современном интерьере- это свечи и камины.
Современные виды
каминов удобны в использовании и настолько разнообразны в оформлении от
классицизма до авангарда, что подобрать их можно к интерьеру любого стиля и для
квартиры и для загородного дома. И тогда в доме появится очаг, дающий
приглушенный теплый свет, в котором заботы отступают, а тепло и покой
разливаются по дому.
Свечи - самые первые лампочки наших предков - создают ощущение
торжественности и праздника, служат украшением сервировки стола. Плавающие и в
канделябрах, греющие и висящие в стеклянных цветных подсвечниках - они все
прекрасно вписываются в интерьеры, а пламя свечей, отражаясь в хрустальных
гранях бокалов и ваз, преломляется на множество разноцветных бликов - это
настоящий праздник "живого" света. Пространство комнаты преображается
в мир мягкого полумрака и легких теней, заставляя забыть о реальности.